МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. ФУРСЕНКО ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ЗА 2011 ГОД

назад

18 февраля состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко выступил с докладом об итогах работы за 2011 год, подвел итоги восьми лет своей деятельности на посту главы ведомства, рассказал о перспективах развития Российского образования.

В заседании коллегии приняли участие ректоры вузов, представители комитетов образования Госдумы и Совета Федерации, Счетной палаты, различных предприятий и общественных организаций. Со вступительном словом на коллегии выступил руководитель администрации президента Сергей Иванов.

В числе основных достижений ведомства С. Иванов назвал разработку важнейших документов и, в первую очередь, проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В законе отражены два главных требования для современного образования: качество и востребованность. С. Иванов перечислил и другие достижения Минобрнауки России: внедрение федеральных образовательных стандартов, формирование общенациональной системы оценки качества образования, совершенствование механизмов финансирования и улучшение условий в школах: с 2006 по 2011 год количество школ, отвечающих современным требованиям, выросло с 14 до 54 процентов.

В своем выступлении А. Фурсенко уже не в первый раз обратил внимание на то, что необходимо создать независимую оценку качества образования на всех этапах образования.

Министр рассказал, какие еще перемены ждут ЕГЭ: в планах «развернуть» его во времени: учитывать достижения ребенка на протяжении всей учебы. Обсуждается перенос экзамена по русскому языку в девятый класс, с возможностью последующей пересдачи, а по географии − в десятый, когда заканчивается изучение курса. Также предложил подумать о введении ЕГЭ для бакалавров.

В целом итоги образовательной сферы таковы: расходы федерального бюджета на образование за последние 8 лет увеличились в 4,5 раза, в 69 регионах зарплата педагогов достигла средней по экономике региона. На десять процентов за последние 6-8 лет сократилось количество вузов. Сокращение числа вузов − результат не ликвидации, а оптимизации. 52 тысячи школ получили широкополосный интернет. Впервые в прошлом году федеральный бюджет начал участвовать в поддержке дошкольного образования. Был выделен 1 миллиард рублей, создано более 200 тысяч детсадовских мест в регионах.

Завершилась передача сети учреждений начального и среднего профобразования в ведомство регионов. Министр обратил внимание, что «это не значит, что мы устранились от поддержки этого направления, в рамках Федеральной программы развития образования мы продолжим выделять им средства». А. Фурсенко уделил внимание учительству. По его мнению, профессия учителя становится престижной. Лучшее доказательство этому такой факт: с 1 января до 1 сентября 2011 года количество молодых учителей в школах увеличилось на 10 процентов, это около 25 тысяч человек. Министр уверен, что необходимо по-новому готовить педагогов: «Новый учитель не только дает школьникам знания, но и учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Это как школьное питание − если оно невкусное, то окажется в мусорном баке».

В пилотном режиме в 2013 году, по-прежнему, планируется вводить новые образовательные стандарты для старшей школы. Для всей школы этот переход запланирован на 2020 год. Но министр пообещал: если будет понятно, что к 2013 году многие не успели подготовиться как следует, то сроки всеобщего введения будут передвигаться.

Презентация доклада А. Фурсенко (pdf, 4.1 Мбайт)

Дата обновления: 16.02.2012